Магистратура
Цель магистерской диссертации – получение новых знаний теории ДВС или расчетно-экспериментальный анализ известных положений для получения новых выводов и подготовить магистрантов к ведению научной и преподавательской работы.
Область профессиональной деятельности магистров, включает: исследование, проектирование и конструирование ДВС и его систем, направленные на создание конкурентоспособной техники на основе современных технологий.
Уровень знаний, полученный магистром, позволяет успешно вести профессиональную деятельность по научно-исследовательскому, проектно-конструкторскому, организационно-управленческому и педагогическому направлениям.
После успешного обучения студенты получают академическую степень магистра по направлению подготовки 13.04.03 «Энергетическое машиностроение» профиля подготовки «Двигатели внутреннего сгорания».
В магистратуру принимают бакалавров после успешной сдачи ими вступительных экзаменов. Они продолжают свое образование на пятом и шестом курсах.
В магистратуре преподают такие дисциплины, как методология научного творчества, маркетинг-планирование, инженерная педагогика и элементы психологии, философские вопросы технических знаний. Магистранты дополнительно изучают технический иностранный язык и углубляют свои знания по ряду математических дисциплин.
В рамках инженерной подготовки магистранты осваивают дисциплины: управление техническими системами, компьютерные технологии в науке и производстве, электротехника и электроника, механика жидкости и газа, методы подобия физических процессов, численные методы механики жидкости и газа, химмотология, метрология, стандартизация и сертификация, безопасность жизнедеятельности.
На кафедре магистранты слушают ряд специальных дисциплин, нацеленных на формирование их как высококвалифицированных, самостоятельных исследователей и преподавателей: основы научных исследований двигателей внутреннего сгорания (автоматизация и оптимизация эксперимента), техника экспериментальных исследований двигателей внутреннего сгорания, современные энергетические технологии, современные проблемы науки и производства в двигателестроении, моделирование рабочих процессов в двигателях внутреннего сгорания, методы улучшения экологических характеристик двигателей внутреннего сгорания, двигатели внутреннего сгорания с электронным управлением и их диагностирование, специальные главы конструирования и САПР, надёжность двигателей внутреннего сгорания, системы питания автомобильных двигателей, нетрадиционные силовые установки автомобилей, работа двигателей внутреннего сгорания на альтернативных топливах, автомобили.
В подготовке магистров сделан акцент на проведении ими научно-исследовательской работы в течении процесса обучения. Она продолжается и в период практик.
В последнем 12 семестре магистранты завершают и защищают магистерскую диссертацию. Эта квалификационная работа представляет законченный этап теоретического, экспериментального или расчетно-экспериментального исследования.
Задачи магистерской диссертации формируются в соответствии с этапами научно-исследовательской работы: анализ научно-технической документации (отчетов, статей, учебников, монографий и диссертаций) по направлению исследования; разработка методики исследования; подготовка алгоритма и математической модели для расчетно-экспериментального исследования; подготовка экспериментальной установки; проведение исследования; анализ полученных результатов и написание выводов.
Магистерская диссертация свидетельствует о:
- знании специфики рабочих процессов и конструкции поршневых двигателей внутреннего сгорания; методов моделирования рабочих процессов и конструкции двигателей и их элементов; методик экспериментальных исследований ДВС; особенностей новых направлений по улучшению технико-экономических и экологических показателей двигателей;
- умении работать с различными источниками информации (технической литературой, научно-техническими отчетами, справочниками и другими информационными материалами на бумажных и электронных носителях), выполняя их анализ и обобщение для своей профессиональной деятельности; проводить технические испытания и (или) научные эксперименты; оценивать результаты выполненной работы; моделировать рабочие процессы и конструкцию ДВС; использовать методы решения задач оптимизации параметров различных систем; разрабатывать практические рекомендации по использованию результатов научных исследований; оформлять научно-исследовательскую документацию, в соответствии с действующими требованиями и стандартами; использовать информационные технологии, включая компьютерную графику, разрабатывая компьютерное обеспечение для моделирования и исследования рабочих процессов и конструкции двигателей и его систем; оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы; вести педагогическую деятельность в области профессиональной подготовки.
Обучающимся в магистратуре предоставляется возможность сдать экзамены кандидатского минимума по иностранному языку и дисциплинам социально-философского цикла. По окончании магистратуры они имеют право поступать в аспирантуру.
При продолжении обучения магистра в аспирантуре по выбранному направлению исследований материалы квалификационной работы магистра могут быть использованы в кандидатской диссертации по специальности 05.04.02 – Тепловые двигатели.
Магистерская подготовка ведется на кафедре с 1998 года. Она осуществляется по индивидуальному плану под непосредственным руководством высококвалифицированных преподавателей - научных консультантов. Первый выпуск магистров состоялся в 2000 году.
Магистр по направлению подготовки 13.04.03 «Энергетическое машиностроение» должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
проектно-конструкторская деятельность:
проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности и определения показателей технического уровня проектируемых изделий;
обоснование принятых проектно-технических решений;
составление описаний принципов действия и устройства проектируемых изделий и объектов;
разработка эскизных, технических и рабочих проектов сложных изделий с использованием средств автоматизации проектирования, передового опыта разработки конкурентоспособных изделий;
обеспечение технологичности изделий;
проведение расчетов по проектам, технико-экономического и функционально-стоимостного анализа эффективности проектируемых изделий и конструкций;
разработка методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
поиск оптимальных решений при создании продукции с учетом требований к уровню качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
научно-исследовательская деятельность:
разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
сбор, обработка, анализ и систематизация научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи;
выбор методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ результатов;
подготовка научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
разработка физических и математических моделей и на их базе алгоритмов и программ исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
управление результатами научно-исследовательской деятельности и коммерциализация прав на объекты интеллектуальной собственности;
производственно-технологическая деятельность:
разработка норм выработки, технологических нормативов на расход материалов, заготовок, топлива и электроэнергии;
исследование причин брака в производстве и разработка предложений по его предупреждению и устранению;
разработка мероприятий по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изыскание способов утилизации отходов производства;
выбор систем обеспечения экологической безопасности производства;
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:
техническая диагностика объектов профессиональной деятельности и оценка его состояния;
проведение анализа работы объектов профессиональной деятельности, выявление недостатков и предложение путей и способов их устранения;
контроль за соблюдением экологической безопасности объектов профессиональной деятельности;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ;
профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
подготовка отзывов и заключений на рационализаторские предложения и изобретения;
оценка инновационного потенциала проекта и инновационных рисков коммерциализации проектов;
педагогическая деятельность:
выполнение функций преподавателя при реализации образовательных программ в образовательных учреждениях.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК- 1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК- 2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения, способностью к активной социальной мобильности (ОК -3);
способностью использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности (ОК- 4);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью разрешать проблемные ситуации (ОК- 5);
способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение, в том числе с помощью информационных технологий (ОК-6);
способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-7);
способностью использовать представление о методологических основах научного познания и творчества, роли научной информации в развитии науки (ОК-8);
готовностью вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий, способностью анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию (ОК -9);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью использовать углубленные знания в области естественнонаучных и гуманитарных дисциплин в профессиональной деятельности (ПК-1);
способностью использовать углубленные теоретические и практические знания, которые находятся на передовом рубеже науки и техники в области профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью демонстрировать навыки работы в коллективе, готовностью генерировать (креативность) и использовать новые идеи (ПК- 3);
способностью находить творческие решения профессиональных задач, готовностью принимать нестандартные решения (ПК- 4);
способностью анализировать естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ПК-5);
способностью и готовностью применять современные методы исследования проводить технические испытания и (или) научные эксперименты, оценивать результаты выполненной работы (ПК- 6);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы) (ПК- 7);
способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы (ПК-8);
готовностью использовать современные и перспективные компьютерные и информационные технологии (ПК-9);
для проектно-конструкторской деятельности:
готовностью осуществлять анализ различных вариантов, искать и вырабатывать компромиссные решения (ПК-10);
способностью использовать методы решения задач оптимизации параметров различных систем (ПК-11);
способностью использовать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках, методов расчетного анализа объектов профессиональной деятельности (ПК-12);
способностью использовать современные технологии проектирования для разработки конкурентоспособных энергетических установок с прогрессивными показателями качества (ПК-13);
для научно-исследовательской деятельности:
способностью использовать знания теоретических и экспериментальных методов научных исследований, принципов организации научно-исследовательской деятельности (ПК-14);
готовностью использовать современные достижения науки и передовых технологий в научно-исследовательских работах (ПК-15);
готовностью на основе системного подхода строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ (ПК-16);
готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-17);
для производственно-технологической деятельности:
способностью понимать современные проблемы научно-технического развития сырьевой базы, современные технологии по утилизации отходов в энергомашиностроении, научно-техническую политику в области технологии объектов профессиональной деятельности (ПК-18);
для монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности:
способностью оценивать техническое состояние объектов профессиональной деятельности, анализировать и разрабатывать рекомендации по дальнейшей эксплуатации (ПК-19);
для организационно-управленческой деятельности:
готовностью эффективно участвовать в программах освоения новой продукции и технологии (ПК-20);
готовностью использовать элементы экономического анализа при организации и проведении практической деятельности на предприятии (ПК-21);
для педагогической деятельности:
способностью и готовностью к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК- 22).